КАК ЭТО БЫЛО:
|
ИСТОРИЯ ВОЙСК ПВО
    Любому интерсно, а воинам и надо знать историю войск ПВО.
Их появление было вызвано созданием во многих странах первых летательных аппаратов.
В 1914 году на Путиловском заводе Санкт-Петербурга изготовили первую
противосамолетную пушку.
    Для противовоздушной обороны Петрограда с 1914 по 1917 год удалось
создать более 200 самолетов. Ими был обеспечен особый авиаотряд.
    К началу Великой Отечественной войны истребительная авиация ПВО получила
истребители И-15, позже более скоростные - ЯК-3. Зенитчиков вооружили зенитными
пулеметами, 85, 76 и 37 мм зенитными пушками. В войска поступили прожекторы,
новые более мощные радиостанции, надежная проводная связь, автомобили, другая техника.
    Работы по созданию единой системы противовоздушной обороны в Советском Союзе
начались еще в 1932 г. К началу Великой Отечественной войны в СССР имелись 13
зон ПВО, соответствующих военным округам. Они, однако, не располагали
собственной истребительной авиацией - та оставалась в ведении окружных
командующих Военно- Воздушными Силами.
    Война быстро внесла свои коррективы. Войска ПВО получили централизованное
командование, а парк пополнился истребителями. Сначала это были относительно
тихоходные И-15, И-16 и И-153, вооруженные лишь пулеметами. В дальнейшем -
истребители-перехватчики МиГ-3, Як-1, Як-3 и Як-9. Пополнялась авиация ПВО и
техникой союзников, поставляемой по ленд-лизу, в частности истребителями
Супермарин Спитфайр Мк.9, неплохо зарекомендовавшими себя у летчиков
противовоздушной обороны.
    Совершенствование бомбардировочной авиации, появление в конце 40-х годов
носителей ядерного оружия с межконтинентальной дальностью (самолетов В-50 и В-
36) на какое-то время нарушили баланс между мечом - ударной авиацией и щитом -
авиацией ПВО. Участились случаи нарушения воздушного пространства СССР. Так, в
1952 г. их было зафиксировано 32, при этом удалось сбить лишь три и повредить
еще три самолета - нарушителя. Отмечалось появление американских самолетов (в
частности, RB-47) в районе Ленинграда, Киева, Минска и даже в небе Подмосковья.
Это заставило ускорить темпы перевооружения авиации ПВО новой реактивной
техникой. В начале 50-х годов в части поступили истребители МиГ-15, МиГ-17 и
Як-25. В середине 50-х на вооружение был принят первый сверхзвуковой истребитель
МиГ-19.
    В результате качественного скачка в развитии техники, создания авиационных
комплексов, объединявших сверхзвуковые высотные перехватчики (Су-9, Су-11,
Су-15, Як-28П и Ту-128), управляемые ракеты класса воздух — воздух и наземные
системы командного наведения, принятия на вооружение зенитно-ракетных
комплексов, а также совершенствования инфраструктуры и средств управления, к
началу 60-х годов боевая мощь ПВО выросла более чем в два раза по сравнению с
состоянием на середину 50-х.
    На рубеже 60-70-х годов авиация ПВО начала оснащаться
истребителями-перехватчиками третьего поколения - самолетами МиГ-23, способными
перехватывать низколетящие цели на фоне земли, и высотными скоростными МиГ-25.
Тогда же в строевые части начали поступать первые отечественные самолеты ДРЛО
Ту-126. Перехватчики получили на вооружение новые УР большой и средней дальности
(Р-23, Р-40), а вскоре и высокоэффективные ракеты ближнего боя Р-60.
    Появление новых малоразмерных стратегических крылатых ракет, а также
совершенствование ударных самолетов вновь подняло планку требований к
истребительной авиации противовоздушной обороны. В конце 70-х в России создается
четвертое поколение реактивных перехватчиков. МИГ-31 и Су-27 вооружены
прицельными комплексами, способными обнаруживать противника на больших
дальностях и сопровождать одновременно несколько воздушных целей. Их арсенал
составляют УР класса воздух - воздух, не уступающие или превосходящие зарубежные
аналоги по ряду характеристик.
    В конце 1995 г. в составе авиации ПВО имелись истребители-перехватчики
МиГ-23, МИГ-31, Су-27 и Су-30. Завершен процесс снятия с вооружения устаревшей
техники - перехватчиков Су-15, МиГ-25П и МиГ-25ПД. Авиация противовоздушной
обороны располагает самолетами ДРЛО А-50 (сменившими в 80-х годах устаревшие Ту-126),
а также парком транспортных и вспомогательных машин (Ил-76, Ан-12, Ан-24, Ан-26 и т.п.).
    Перераспределение истребителей-перехватчиков по территории России, создание
резервов, исходя из потенциальных угроз и задач, а также тактико-технические
данные самолетов обеспечивают возможность авиации ПВО реализовать весьма важное
свойство вседосягаемости при ведении боевых действий. Для реализации боевых
возможностей современных истребителей ПВО, как и сил истребительной авиации ВВС
и ВМФ, развивается система боевого управления ими. Этому подчинена интеграция
систем управления истребителями всех видов Вооруженных Сил и их автоматизация.
Применение самолетов А-50 обеспечивает повышение надежности и достоверности
разведки и эффективности управления истребителями. Особенно необходимым является
применение этих самолетов в тех районах, где качество наземного
радиолокационного поля не в полной мере удовлетворяет требованиям управления
силами авиации.
    Совершенствование авиации противовоздушной обороны имеет большое значение
для безопасности России. Прекращение действия Варшавского Договора, появление
зон военной нестабильности непосредственно у границ СССР, дальнейшее развитие
ударной авиации и крылатых ракет - все это обусловливает необходимость адекватно
усиливать оборонительные возможности страны.
    Предполагается, что к началу 2000-х годов авиация ПВО будет усилена
истребителями МИГ-31М, модернизированными самолетами Су-27, а в
дальнейшем - еще более совершенными истребителями-перехватчиками.
|