ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "ВООРУЖЕНИЕ"
З.Р.К. "Стрела-10МЗ"

    Зенитный ракетный комплекс "Стрела 10М3", являющийся последней модификацией комплекса "Стрела 10М2" (известного в странах НАТО под индексом SA-13). Он предназначен для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых полков от средств воздушного нападения. Комплекс способен поражать низколетящие воздушные цели, в том числе самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и дистанционно пилотируемые летательные аппараты. Простота конструкции основного оборудования комплекса, удобство и надежность его эксплуатации обеспечили ему хорошую репутацию среди военных специалистов. "Стрела 10М3" обладает высокой боевой эффективностью, хорошо защищен от организованных оптических помех, а также имеет расширенные по сравнению со "Стрелой 10М2" возможности по борьбе с малоразмерными целями.
    В состав комплекса входят боевая машина (9А35М3 с пассивным радиопеленгатором или 9А34М3 без него) с ракетами и средства обеспечения (контрольно-проверочная машина, машина технического обслуживания и агрегат внешнего электропитания).

Стрельбы ЗРК "Стрела-10М3".
Фото 1. Стрельбы ЗРК "Стрела-10М3".

    В качестве базы для комплекса "Стрела 10-М3" используется многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТЛБ с высокоэкономичным и экологически чистым двигателем. Благодаря низкому удельному давлению на грунт машина способна двигаться по дорогам с низкой несущей способностью в том числе по болотам, снежной целине и песчаной местности, а также преодолевать водные преграды вплавь. Ходовая часть с независимой торсионной подвеской и гидроамортизатором обеспечивает хорошую маневренность и высокие показатели плавности хода, что благотворно влияет на точность стрельбы и долговечность пусковой установки. Максимальная скоростью движения по шоссе 60 км/ч, на воде ? 6 км/ч.
    Система обнаружения комплекса основана на использовании оптических средств и действует по принципу "вижу-стреляю". Оператор пусковой установки осуществляет наблюдение за воздушной обстановкой через бронестекло с широким полем зрения (90 градусов х 120 градусов) или прицел, поле зрения которого может быть 15 или 30 градусов. Кроме того в состав средств обнаружения входит трехдиапазонная головка самонаведения ракеты. Одна из четырех машин, входящих в состав огневого подразделения (9А35МЗ) дополнительно оснащается пассивным радиопеленгатором для обнаружения и перемещения в поле зрения оператора объектов, оснащенных бортовыми импульсными радиотехническими системами. Объектами пеленгации могут быть радиолокационные бомбовые прицелы, станции переднего обзора летательных аппаратов и другие излучающие средства.
    Пассивный режим работы радиопеленгатора снижает вероятность обнаружения комплекса и исключает возможность воздействия противорадиолокационных ракет противника. Боевые машины оснащены необходимой аппаратурой для приема и реализации целеуказания, опознавания национальной принадлежности цели, оценки зоны пуска, осуществления запуска ракеты, а также средствами связи и навигации. Современное электронной оборудование позволяет использовать комплекс как автономно, так и в режиме централизованного целеуказания. В последнем случае его возможности существенно расширяются.
    Три других машины батареи (9А34МЗ) пеленгаторов не имеют, но могут получать информацию целеуказания от командирской по радиосвязи. Кроме того все машины оснащены системой централизованного приема целеуказаний от радиолокационных средств других подразделений ПВО по телекодовой радио- или проводной связи. При получении такой информации пусковые установки автоматически разворачиваются в сторону цели при ее удалении до 30 км. Такой же разворот осуществляется и при движении цели после ее захвата головкой самонаведения ракеты.
    Таким образом, в составе систем обнаружения и наведения комплекса "Стрела-10МЗ" полностью исключены активные (излучающие) средства. Это обеспечивает его неуязвимость он систем разведки и поражения противника, действующих на принципе обнаружения и наведения по источниками излучения и повышает живучесть комплекса в бою. Особенно важно это свойство комплекса при борьбе с низколетящими целями. Оно выгодно отличает его от аналогов, имеющих командные линии наведения и радиолокационные станции обнаружения.
    Боевая машина выполнена в модульном варианте: пусковая установка (ПУ) с аппаратурой управления размещена на вращающейся башне, что позволяет установить ее на любом транспортном средстве грузоподъемностью более 3 т.
    На повышение проходимости боевой машины благотворное влияние оказывает и оригинальная конструкция самой пусковой установки. Она сделана складывающейся, чего нет ни на одном из известных зенитно-ракетных комплексов мира. В походном положении пусковая установка находится в сложенном состоянии и высота ее не превышает 2220 мм. Это снижает заметность комплекса (особенно на марше) и позволяет перевозить его современными самолетами транспортной авиации. Из походного помещения в боевое пусковая установка переводится всего за 40 с, так что складывающаяся система особого влияния не боеготовность не оказывает. Боекомплект состоит из восьми ракет. К качающейся части ПУ подвешивается четыре. Поскольку их центр масс расположен на оси качания, обеспечивается полное уравновешивание систем независимо от количества находящихся на ней ракет. Еще 4 ракеты находятся в возимом боезапас в кормовой части. Перезарядку пусковой установки ракетами боезапаса подготовленный экипаж может выполнить собственными силами в течение 3 мин. Относительно небольшие габаритно-массовые характеристики ракет комплекса позволяют осуществлять их проверки, перезаряжание, укладку и складирование без применения специальных транспортно-перегрузочных средств.
    Скоростные электромеханические приводы наведения боевой машины дают возможность быстро маневрировать огнем и производить пуски сразу по двум целям, движущимся с разных направлений. Оригинальное решение, примененное в конструкции системы наведения, позволяет автоматически разворачивать пусковую установку вслед за движением цели после захвата ее головкой самонаведения ракеты. Предусмотрена возможность ведения огня как с места, так и в движении с короткой остановки.

Используются технологии uCoz